lube banner

TOP GEAR O YACCO

Без малого 100 лет французская марка YACCO делает масла для спорткаров и ее история самым тесным образом связана со многими европейскими автомобильными брендами ХХ века, как существующими поныне, так и исчезнувшими.

Рождение марки Hispano-Suiza

Эта история началась в 1904 году в Барселоне, где швейцарский инженер Марк Биркигт основал компанию Hispano-Suiza Fabrica de Automobiles SA ("Испано-швейцарская фабрика автомобилей"). Название фирмы символизировало союз испанского капитала и швейцарского технического гения, а ее эмблемой стало крылатое объединение флагов Испании и Швейцарии. По замыслу создателя компании, ставшего ее генеральным директором и главным конструктором, ее задачей была разработка автомобилей класса люкс, а одним из ее акционеров впоследствии стал самый высокопоставленный автолюбитель в стране и страстный автогонщик – сам король Испании Альфонсо XIII.

В 1912 г. «Испано-Сюиза» представила на суд автомобилистов свою первую 4-цилиндровую модель – машина, оснащенная двигателем рабочим объемом 3,6 л развивала фантастическую для тех лет скорость — 120 км/ч и при этом необычайно послушно вела себя на дороге. После того, как в 1912-м году король Испании именно на этой машине установил рекорд в заеде Сан-Себастьяно-Мадрид, она предсказуемо получила название "Альфонсо". Компактная 2-местная модель стала самой первой в мире серийной спортивной машиной.

Однако, несмотря на популярность в высших слоях общества, предприятие сталкивается с объективной сложностью – автомобили "Испано-Сюиза" были слишком дорогими и обеспечить необходимое количество заказов было крайне сложно. Довольно скоро соседняя Франция становится крупнейшим рынком сбыта для компании и начиная с 1911 года в одном из предместий Парижа начинает свою работу сборочное предприятие.

Уже в 1913 году следующая модель «Hispano-Suiza Т-15» демонстрировалась на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге, а потом принимала участие в кольцевых гонках в окрестностях русской столицы. Показав хорошие результаты в соревновании, «Hispano-Suiza Т-15» стала продаваться в России, а с Марком Биркигтом начались переговоры о покупке лицензии и выпуске его автомобилей на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Однако начавшаяся Первая Мировая война спутала все планы.

С началом войны, все также под руководством Марка Биркигта, «Испано-Сюиза» переключается на производство авиационных двигателей, чья облегченная конструкция и масса сочетались с потрясающей по сравнению с аналогами надежностью. Верхнеклапанные V8 авиадвигатели «Hispano-Suiza» составляли более половины от всех используемых в ВВС Франции и Великобритании. «Испано-Сюиза» внесла свой несомненный вклад в победу – это более 50 тысяч авиационных двигателей, тысячи артиллерийских тягачей и изобретение пулемёта, совмещённого с валом пропеллера истребителя. С войной связана и история создания новой эмблемы «Hispano-Suiza» - летящего аиста. Такой же аист (символ Эльзаса и Лотарингии) был на знаке эскадрильи, которой командовал друг Марка Биркигта – знаменитый французский ас, капитан Жорж Гинеме. Лучший пилот Франции, вылетел на задание и не вернулся. По просьбе автоконструктора в память о друге скульптор Франсуа Бузэн вылепил фигурку аиста, которая стала эмблемой компании и с тех пор закрепилась на капотах всех автомобилей «Hispano-Suiza».

Сразу же после окончания Первой Мировой войны, в 1919 году Марк Биркигт представляет новую модель – Hispano-Suiza Н-6В с двигателем рабочим объемом 6,6 л. Этот рядный шестицилиндровый двигатель стал настоящим произведением инженерного искусства. В колодцы блока цилиндров, отлитого из алюминиевого сплава по авиационной технологии, ввинчивались тонкостенные стальные гильзы для повышения жёсткости конструкции. Коленчатый вал, выкованный из цельной болванки высоколегированной стали, опирался на семь коренных подшипников. Зеркальная полировка стенок цилиндров и поршней создавали удивительную плавность работы двигателя. Все трубы системы охлаждения изнутри покрывались патентованной эмалью от коррозии. Генератор и стартер были объединены в династартер. Двигатель имел два аккумулятора – для большей надежности, а также интересное устройство, которое контролировало работу свечей, поочерёдно их отключая. Двигатель с объёмом 6597 куб. см мощностью 135 лошадиных сил разгонял автомобиль быстро и без рывков. Легкая в управлении, модель Hispano-Suiza Н-6В также должна была стать идеалом скоростного и удобного автомобиля, благодаря тому, что передачи на ней переключались без усилий, а также великолепным тормозам на всех четырёх колёсах с механическим усилителем, конструкция которых позднее была заимствована фирмой Roll-Royce и производилась по лицензии в течение 40 лет. И ещё одно «ноу-хау» в модели – это карбюратор с дистанционным ручным регулированием состава смеси.

«Испано-Сюиза» изготавливала только шасси с двигателем, а кузов (его называли «кароссери») изготавливался в кузовном ателье по заказу клиента (во Франции было 36 кузовных ателье, в Испании - 26, в Англии - 3, в Германии и Австралии – по одному). Поэтому невозможно было встретить две одинаковые «Испано-Сюизы». Владельцами дорогих и престижных «Испано-Сюиза» были индийские магараджи, испанский диктатор Франсиско Франко, итальянский гонщик граф Карло Феличе Тросси, художник-авангардист Пабло Пикассо, принц Сиама, король Румынии, персидский шах, император Японии Хирохито, генерал Шарль де Голль, известный автомобильный дизайнер и скульптор Яков Савчик (не получив признания в России, талантливый дизайнер эмигрировал во Францию и открыл там кузовную мастерскую, поставлявшую удобные и красивые кузова для «Hispano-Suiza), королева моды Коко Шанель, французская и американская элита. Миллионер Энтони Ротшильд имел в своём гараже несколько «Испано-Сьюиз» разных моделей и с разными кузовами, а король Испании Альфонсо XIII за время своего правления приобрёл 30 автомобилей этой фирмы. В Советском Союзе на «Испано-Швейцарском» автомобиле ездил нарком внутренних дел В. Р. Менжинский и киноактриса Вера Холодная. Именно Hispano-Suiza Н-6В знатоки автомобилей считают вершиной творений Марка Биркигта, опередившей в инженерном плане современные ей Roll-Royce и долгие годы имевшей такую же высокую репутацию. Разработка Hispano-Suiza Н-6В подталкивает компанию к реализации уже имеющихся планов по созданию собственного предприятия по производству высококлассных смазочных материалов, предназначавшихся как для выпускаемых автомобилей «Испано-Сьюиза» так и для продажи сторонним заказчикам..

Рождение марки YACCO

Учредителем дочернего предприятия, помимо Марка Биркигта, с французской стороны выступает инженер и предприниматель Жан Дантияк (Jean Dintilhac).

Новая компания, получившая название YACCO (торговая марка была официально зарегистрирована в августе 1920 года) и ее продукция получают высокий интерес и популярность среди покупателей. В самом названии, составленном из последнего слога фамилии Дантияк – «ЯК» с прибавлением модного в то время окончания «КО» (от английского «company» - «компания») французскому покупателю слышится что-то американское, и следовательно – прогрессивное.

Торговый оборот компании подтверждает растущую популярность продуктов YACCO – 454 966 франков в 1921 году, 758 000 франков в 1922 году, 1 841 860 франков в 1923, 4 577 216 франков в 1924 году и 8 000 000 в 1925. Логотип YACCO становится в глазах потребителей гарантом высокого качества продукции.

В 1923 году компания впервые принимает участие в Парижском автосалоне 1923 года, с ноября 1924 года YACCO переносит производство продукции на новую фабрику в городе Руан на севере Франции.

YACCO широко заявляет о своих новых разработках в области рецептур – компания становится первым производителем (по крайней мере, в Европе, что документально подтверждено), который стал улучшать эксплуатационные свойства своих минеральных масел стабилизирующими присадками, способствовавшими увеличению антикоррозионных, противоизносных, а так же моющих свойств моторных масел. Этот факт, который широко использовался в рекламе масел YACCO периода 30-х годов прошлого столетия, был, к сожалению, незаслуженно забыт и остается известным лишь для специалистов, интересующихся историей автомобилестроения той эпохи. Именно использование присадок позволило YACCO еще в 30-х годах предложить своим клиентам всесезонные масла, избавляющие от необходимости применять разные типы масла перед началом каждого сезона.

Компания стала одной из первых, которая стала использовать для удобства своих пользователей брошюры и руководства по подбору масел по марке автомобилей – новое слово в сервисе по меркам 30-х годов.

Очень любопытно еще одно новшество – изобретенный компанией портативный анализатор износа моторного масла, получивший название ЯККОМЕТР (от французкого – YACCOMETRE).

В этот же период офис компании переезжает на новый престижный адрес – дом 44 по авеню Великой Армии (Avenue de la Grand Armee) в 16-м округе Парижа, западном продолжении Елисейских полей в непосредственной близости от знаменитой Триумфальной арки.

Первые рекорды вместе с автомобилями Voisin

На этот период, начиная с середины 20-х годов, также приходятся первые эксперименты компании в области автоспорта, совместно с различными автомобильными фирмами тех лет, такими как Voisin, Ford и Delage. Вообще-то создатель марки Voisin, Габриэль Вуазен делал самолеты – его авиастроительная компания Avions Voisin была хорошо известна во время Первой Мировой, а аэропланы Вуазена считались одними из лучших военных самолетов этого периода. Знаменитый авиаконструктор и автор первого в мире гидросамолёта после Первой Мировой войны отказался от разработки военной авиатехники и переключился на проектирование автомобилей. Считается, что всего в мире сохранилось меньше 100 машин этой марки, которые до сих пор побеждают на различных автомобильных конкурсах красоты.

В период с сентября 1925 и по сентябрь 1930 года именно на автомобилях Voisin с маслами YACCO устанавливаются 57 официальных мировых рекорда, среди которых большая часть – это так называемые «рекорды выносливости». Необычайно популярный в то время вид автомобильного спорта, представляла собой автопробег, в ходе которого автомобилем наматывается без остановки максимально возможный километраж, проводимый по регламенту, устанавливаему FIA, Международной автомобильной федерацией. Результаты таких автопробегов убедительно показывали технические преимущества и надежность как марки автомобиля, так и используемых в нем материалов, что и являлось основной целью участия в таких марафонах для YACCO. Так, в сентябре 1925 года на автомобиле Voisin Туре С5 18CV мощностью 118 л.с. команда, состоящая из трех гонщиков начинает наматывать на новейшейшем автодроме в Монлери около Парижа первые рекордные километры. Первый гонщик за три с лишним часа намотал 500 километров со средней скоростью в 162 км/ч, затем его сменяет второй, перед которым стоит цель в 1000 км, на что у него уходит 6 часов, средняя скорость показанная им — 161,69 км в час, следом за руль сел садится третий пилот, который проезжает 2000 км со средней скоростью в 155 км/ч. Автомобиль накатал уже 2 453 километра, когда топливный бак внезапно дал течь и марафон пришлось остановить. Тем не менее полученных результатов хватило для того, что бы официально зафиксировать мировой рекорд средней скорости по прохождению такого километража. Правда марке Вуазен не пришлось долго пользоваться плодами своего успеха, так как вскоре этот рекорд был побит конкурирующей фирмой Renault, что заставило команду Voisin (а вместе с ними и YACCO) снова выдвинуться на трек в Монлери. В этот раз на средняя скорость на расстоянии в 1000 км была зафиксирована на цифре 172 км/ч, что стало рекордом скорости для автомобилей объёмом двигателя до 5-ти литров. Этот и последующие рекорды широко освещались французской прессой, что, конечно, положительно сказывалось на продажах, к чему и стремились обе марки.

Сотрудничество с Citroën и история «Малышки Розали»

Начиная с середины 1920-х годов Жан Дантияк стремится установить сотрудничество с компанией Citroën, работавшей на протяжении уже нескольких лет с маслами Mobil Oil. Начало выпуска принципиально новых моделей, таких как Citroën 8CV подталкивает Андре Ситроена к реализации новой маркетинговой стратегии, основанной на сотрудничестве с брендом YACCO, уже зарекомендовавшим себя, в том числе и на многочисленных «рекордах выносливости». Андре Ситроен удивительно сочетал в себе буржуазную практичность и инженерную прозорливость с прямо-таки авантюрной смелостью. Он первым в Европе перенял конвейерные методы Генри Форда, создал первую в Европе дилерскую сеть и бесплатный послепродажный сервис, первым предложил продажи в кредит и создал первое общество страхования автомобилей. Параллельно с этим Ситроен снаряжал экспедиции в Африку и Азию (знаменитые Черный и Желтый рейды), планировал грандиозные дорожно-транспортные преобразования Черного континента.

Андре Ситроен принимает предложение Дантияка и предлагает очередную смелую акцию, которая может принести пользу обеим фирмам. Его новая модель, дебютировавшая в 1932 году на автосалоне в Париже новинка 8CV Rosalie, выпускалась с несколькими кузовами и была очень экстравагантна. На ней устанавливалась 3-ч скоростная коробка передач с синхронизаторами на 2 и 3 скоростях, 4 цилиндровый 32-сильный двигатель объемом 1 452 куб. см. и марке во что бы то ни стало требовалось наглядно доказать высокий уровень надежности новой модели в глазах покупателей. В марте 1933 года на уже знакомом автодроме Монлери около Парижа появилась узкая одноместная машина с открытым кузовом, скрывавшим серийные агрегаты модели Rosalie 8CV.

Предполагалось, что "La Petite Rosalie" — "Маленькая Розали" должна была наглядно показать, как долго серийный автомобиль может ехать без поломок в режиме нон-стоп, останавливаясь только для смены водителей, заправки и замены шин без выключения двигателя. Бригада независимых авторитетных арбитров от Автомобильного клуба Франции (фр. – Automobile Club de France) неукоснительно следила за выполнением данных условий. Предвкушая грандиозную сенсацию или громкий провал, еще до начала заезда мировая пресса окрестила его «гонкой века».

В результате "Маленькая Розали" носилась по кругу… 133 дня 17 часов и 37 минут! Удивительную гонку закончили не потому, что автомобиль попросил пощады, а лишь из-за наступления осени. Пройдя 301 687 км и показав среднюю скорость 93 км/ч, «Розали» установила множество международных рекордов и, что самое главное, доказала покупателям свою прочность и надежность. На машине был размещен логотип YACCO, а в картере двигателя - масло которое не менялось более 300 000 км. Это была лучшая демонстрация качества продукции.

Пресса взахлеб начала расхваливать автомобили Citroën, обращая внимание покупателей на то, что все рекорды были установлены на стандартной машине, «самой выносливой в мире», а значит, и самой лучшей! И действительно, сбыт их резко возрос, а вместе с ним и акции фирмы. Гений пиара Андре Ситроен сполна воспользовался мгновенно свалившейся на него популярностью, не преминув заявить многочисленным журналистам, освещавшим событие, что согласен лично заплатить 3 000 000 франков любой конкурирующей фирме, чей автомобиль побьет рекорд «Маленькой Розали» до 1 июля 1935 года! В последующие годы Citroën вместе с YACCO еще не раз побивал рекорды дальности и времени в классах до 2 и 3 и улучшил «начальные» рекорды «Маленькой Розали». Часть их была впоследствии побита, однако все высшие достижения «Ситроена» так и остались непревзойденными.

Сотрудничество с Air France

Начиная с конца 1930-х YACCO также становится официальным поставщиком масел для молодой компании Air France – во многом благодаря использованию в авиационных двигателях «Испано-Сюиза», широко распространенных в гражданской авиации.

Вторая Мировая и послевоенный период

Конец 30-х годов был ознаменован определенным ростом экономики, так как страна готовилась к приближающейся войне. С ростом оборонных заказов, YACCO выступает в качестве одного из основных поставщиков смазочных материалов для французской армии и на своем предприятии в Руане готовит резервуары для хранения до 4 000 тонн масел для нужд армии Франции. Предприятие вновь переживает период расцвета, который, однако, в связи с предостоящими событиями, продлится недолго. Немецкие войска 10 мая 1940 года начали наступление на Францию, объявившую войну Германии ещё 3 сентября 1939 года, в связи с нападением последней на Польшу. В результате стремительного наступления немецких войск и для того, чтобы те не могли воспользоваться запасами масел, принимается тяжелое решение о полном уничтожении производства и всех запасов в Руане. Компания оказывается на грани исчезновения и находится в таком состоянии вплоть до высадки союзников в Нормандии и освобождения Франции в 1944 году. Послевоенные годы стали новым этапом развития компании. Произошли изменения и в ее руководстве – президентом компании в период с 1960 по 1982 год становится Пьер Рикар (фр. – Pierre Ricard), в прошлом – один из заметных участников французского Сопротивления.

Период после Второй мировой войны ознаменован для YACCO также большим количеством международных рекордов и побед (9 мировых рекордов, установленных на новой модели Citroen 2 CV в 1953-1954, первая победа в гонке «24 часа Ле-Мана», первый чемпионский титул в Чемпионате Франции по ралли в 1963).

В 1965 году YACCO запускает новое предприятие, также недалеко от Руана в Нормандии, ставшее одним из самых современных в отрасли по уровню автоматизации и включавшее в себя все производственные циклы – от создания рецептур до фасовки готовой продукции.

В 1973 году YACCO возвращается на знаменитую трассу в Ле-Мане вместе с пилотом Жаном-Клодом Андрюэ (фр. – Jean-Claude Andruet) за рулем Ferrari 365 GTB 4 Daytona, который годом ранее выиграл этап чемпионата Европы Tour de France за рулем этого же Ferrari 365 GTB 4 Daytona команды Charles Pozzi.

В 1979 году YACCO выступает партнером команды Pierre du Nord, масла YACCO использовались в двух прототипах Chevron B16.

Линейка масел YACCO в 1981 году.

В 1988 году состоялось первое участие компании в ралли-рейде Париж-Дакар вместе с двухмоторным гоночным DAF X1. На эту машину установили два 11.5-литровых дизельных двигателя, каждый из которых был оснащен тремя турбонаддувами. Мощность одного такого мотора составляла 600 л.с. 11-тонная громадина разгонялась до 240 км/ч. Именно на этом автомобиле Ян Де Роой мчался по пустыне на равных с лидерами общего зачета ралли «Париж-Дакар – 1988». Одному из операторов удалось заснять с вертолета, как DAF X1 на полной скорости обгоняет Peugeot 405 Turbo 16 лидера зачета легковых автомобилей Ари Ватанена – это видео до сих пор вызывает шок.

Новая история

16 января 1992 года во французской деловой прессе освещается одно из знаковых приобретений в отрасли смазочных материалов – «Total покупает YACCO», гласят заголовки газет. Контролирующий на тот момент 1/10 национального рынка смазочных материалов нефтяной концерн Total действительно приобрел за 300 млн. франков компанию YACCO – одного из безусловных национальных лидеров по производству смазочных материалов в премиум-классе, выпускающего 18 000 тонн высококлассной продукции ежегодно. Эта покупка позволила Total значительно упрочить свои позиции на внутреннем рынке на протяжении последующих 10 лет, вплоть до момента, когда YACCO окончательно вышла из структуры концерна в 2004 году.

Рекорды последних лет

В 2002 году французский телеведущий и продюсер Винсент Перро (Vincent Perrot) установил рекорд скорости на дистанции 250 метров : на взлетной полосе аэродрома недалеко от Парижа на автомобиле собственной конструкции мощностью 6.000 л.с. пилот развил скорость в 411,04 км/ч на отрезке в 250 метров. Для остановки остановки болида были использованы тормозные парашюты. В 2006 году Винсент Перро побил свой собственный рекорд, разогнавшись до 530,69 км/ч также на дистанции в 250 метров.

В 2014-м году 92-ю гонку Pikes Peak International Hill Climb, считающуюся одной из сложнейших и самых зрелищных в мире, выиграл обладатель лучшего времени в квалификации Роман Дюма. YACCO выступила в качестве технического партнера. Французский гонщик, двукратный победитель "24 часов Ле-Мана" (2010 и 2013), выступил в классе Unlimited на прототипе Norma M20 RD. Его машина была оснащена 2-х литровым двигателем Honda с двумя турбинами, мощностью 450 сил, но относительно небольшая для данного соревнования отдача компенсировалась низкой массой - 610 кг. Во время соревнований в двигателе использовалось серийное масло YACCO GALAXIE GT 10W-60, в трансмиссии применялось YACCO BVX LS1000 75W-140 – трансмиссионное масло для КПП, мостов и дифференциалов ограниченного скольжения, применяемых в спортивных автомобилях.

Масла YACCO сегодня

Сейчас YACCO это динамично развивающееся предприятие, которое по-прежнему занимается производством масел и смазочных материалов под одноименным брендом для легкового и коммерческого транспорта, водного транспорта, тяжелой строительной техники и промышленного оборудования, предлагая ассортимент из более чем 200 продуктов. Как и на протяжении всей истории, масла и смазки YACCO – это выбор профессиональных пользователей: в настоящее время более 2500 официальных автодилеров и СТО в Европе применяют продукцию этой марки для гарантийного и послегарантийного обслуживания автомобилей. Уже начиная с 80-х годов компания получает первые официальные допуски мировых автопроизводителей, таких как Mercedes-Benz и Volkswagen. Именно наличие подтвержденных официальных допусков дает возможность сотрудничества с авторизованными дилерскими автоцентрами и СТО в Европе и позволяет использовать смазочные материалы YACCO без опасения потерять гарантию. Лаборатория YACCO и наличие собственного научно-испытательного центра во многом обуславливают позиции компании в качестве одного из ведущих производителей смазочных материалов во Франции. Помимо функций контроля физико-химических свойств масел в процессе производства, лаборатория является в более широком смысле научно-исследовательским центром, в котором разрабатываются как новые технологии, так и продукты на их основе, а также реализуются совместные программы контроля качества с ведущими мировыми производителями масел и присадок.

В этой связи, среди широкой гаммы предлагаемых компанией YACCO продуктов можно отметить высококлассные полностью синтетические моторные масла на полиальфаолефиновой основе с добавлением сложных эфиров. Сочетание очень низких температур застывания, высокой термостабильности и стойкости к окислению, малой летучести и коксуемости позволяют добиться увеличения срока службы двигателя, уменьшения потребления энергии и удлинения интервала замены масла без потери изначальных свойств масла. Однако, использовать маркетинговые уловки и указывать в рекламных целях о присутствии тех или иных компонентов, таких как полиальфаолефины или эстеры в конечных продуктах только ради увеличения его цены компания считает для себя неприемлемым, что и понятно – ведь внутренняя культура и отношение к создаваемым продуктам в YACCO были заложены почти 100 лет назад.

По-прежнему небольшая, но легендарная французская марка стремится соответствовать самым современным требованиям отрасли, чтобы предложить своим клиентам продукт высочайшего качества. Ориентированные до недавнего времени на внутренний французский рынок и представленные в настоящее время в более чем 40 странах мира, с 2014 года масла YACCO стали доступны потребителям и в России.

По материалам журнала Top Gear